Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе дошкольного образования особое внимание уделяется проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это стадия дооперационального мышления. Одной из главных задач развития детей в этот период является формирование речи как психического процесса, в том числе появление связной речи, на основе интериоризации внешних действий с предметами. Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
Нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста в настоящее время является достаточно распространенной проблемой. Согласно статистическим данным, если еще 30-40 лет назад (1970-1980-е годы), в среднем, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста обнаруживал проблемы с речью, то сегодня такие проблемы имеет каждый второй дошкольник. Такая ситуация обусловлена множеством факторов: общей соматической ослабленностью подрастающего поколения, более частым наличием органических повреждений, а также рядом социальных факторов, среди которых особое место занимает существенное увеличение удельного веса информационных технологий в воспитательном процессе ребенка.
Всякое нарушение речи, и особенно ОНР, влечёт за собой уменьшение умственных способностей и успеваемости, ненормальности в поведении и социализации, школьную дезадаптацию. Стандарт образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) требует от учащихся создавать речевые высказывания в соответствии с задачами общения, составлять тексты в устной и письменной форме, формулировать свою точку зрения, оценивая и обосновывая. То есть одной из важнейших задач на этапе начального школьного образования является формирование монологической устной речи.
Цель исследования: теоретически аргументировать содержание логопедической работы по формирование связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Объект исследования: состояние связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-методические аспекты развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на основе взаимодействия с логопедом.
Для достижения этой цели нужно осуществить вытекающие задачи:
1. Рассмотреть специальную научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Освоить особенности развития и технологию формирования навыков развития связной речи детей с общим недоразвитием речи с 3 уровня.
3. На основании данных исследования научной литературы, описанию методик рассмотреть содержание логопедической работы по формированию и развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня.
В работе применяются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования. Методологической основой исследования являются следующие научные труды и исследования: В. П. Глухова, В. К. Воробьевой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой и др. В основном педагоги делают акцент на значимости в специальном обучении развития связной речи детей с общим речевым недоразвитием для полного преодоления данного дефекта и успешного обучения.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 1-й главы (теоретической), заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе (в норме)
Онтогенез речи в логопедии звучит так – развитие речи человека, охватывающее весь период становления, начиная с первого речевого акта до состояния полного овладения, в результате чего родной язык может в полной мере рассматриваться как инструмент. общения и мышления [7, с.144]
Многие авторы изучали различные аспекты связной речи: педагоги (А.М.Бородич, А.М. Леушина, Е.И.Тихеева и др.), логопеды (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова), психологи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Румбинштейн. , Д.Б. Эльконин).
В работах Т.А. Ладыженской особое внимание уделяется формированию связной монологической речи дошкольников [12, с.119].
По мнению Е.И. Тихеевой, связная речь неотделима от мысли. Она отражает логику мышления, умение осмысливать воспринимаемое и выражать его понятной речью [17, с.201]. По мнению В.П. Глухова, связная речь – лучший вариант реализации речевой деятельности человека в процессе решения коммуникативных задач [2, с.13]. В произведениях Н. Локалова и А.В. Тихеева связная речь определяется как сегменты речи, объединенные одной темой и тесно связанные друг с другом, представляющие собой единое смысловое и структурное целое [10, с.113].
Связная речь бывает двух типов: диалогическая и монологическая. Под диалогом понимается обмен речевыми высказываниями между двумя и более людьми [12, с.421]. Монологом называется речь, произнесенная одним человеком, при этом слушатели только воспринимают ее, но не принимают непосредственного участия [18, с.41].
Выделяются следующие свойства монологической речи: однородность и непрерывность высказывания, произвольность и развитие, логическая последовательность, содержание ориентировано на слушателя, минимальное использование невербальных средств, планирование на ранее известную тему (Леонтьев А.А., А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн). Монолог, по сравнению с диалогом, требует лучшей памяти, более устойчивого внимания к содержанию и форме речи. Но вне зависимости от диалога или монолога главное условие – связность, что требует особого развития навыков сопоставления связных высказываний [18, с.56].
Также связную речь можно разделить на ситуативную и контекстную. Важная задача монолога – связное, непрерывное и целенаправленное изложение мыслей говорящему. Монологическую речь можно охарактеризовать в зависимости от коммуникативных функций:
1) информативная – сообщение новой информации;
2) бездейственная – побуждение к каким-либо действия слушателя или наоборот, убеждение его в чем-либо;
3) эмоционально-выразительная (экспрессивная) – снятие эмоциональной напряженности, описание состояния говорящего с помощью речи;
4) развлекательная – использование монолога в качестве развлечения слушателя с помощью художественных произведений или собственных сочинений;
5) ритуально-культовая – высказывание во время какого-либо ритуального обряда [18, с.68].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М .: ДЕЙСТВИЕ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
2. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с умственной отсталостью и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 13-24.
3. Глухов, В.П. Методика формирования связных речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов и практикующих логопедов / ВП. Глухов. - Ред. 2-й, ред. и добавить. - М .: В. Секачев, 2014. - 232 с.
4. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у дошкольников с нарушением речи и когнитивного развития: монография / В.П. Глухов. - М .: В. Секачев, 2014. - 538 с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи младших школьников. - М .: Просвещение, 1991. - 224 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников: дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименков. - М .: Просвещение, 1985. - 112 с.
7. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. инструкция для шпильки. выше. изучение. учреждений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова - М .: Академия, 2006. - 320 с.
8. Капышева Н.А. Составление рассказа на основе серии изображений с использованием изобразительно-символического плана // Логопедия. 2004. - №2 (4). - С. 58-60.
9. Капышева Н.А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III степени на занятиях при обучении сторителлингу на основе серии картинок // Логопедия. 2003. - № 1-2. - С. 44-50.
10. Логопедия в школе / Под ред. ПРОТИВ. Кукушин. - М .: Март, 2004. - 368 с.
11. Локалова Н.П. Развитие вербально-семантического анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1996. - №2. - С. 113-129.
12. Логопедия / Под ред. Л.С. Волкова, С. Шаховской. - М .: Владос, 2003. - 680 с.
13. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. - М .: МГУ, 1975. - 120 с.
14. Львов М.Р. Методика развития речи у младших школьников - М .: АСТ, 2003. - 238 с.
15. Логопедия: Методическое наследие: Нарушения речи у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волкова. В 5 кн. - М .: Владос, 2003. - Кн. V - 480 с.
16. Никитина А.Ю. Приемы и методы, применяемые для развития связной речи у детей // Логопедия. 2003. - № 1-2. - С. 69-72.
17. Рубинштейн, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / Рубинштейн А.А. - М .: Просвещение, 2009. - 214 с.
18. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Особенности понимания текстов различных функциональных стилей школьниками с тяжелыми нарушениями речи // Логопедия. 2005. - №2 (8). - С. 41-48.
19. Русский Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М .: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
20. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития студентов с тяжелыми нарушениями речи. - М .: Педагогика, 1980. - 192 с.
21. Сидорова Ю.М. Формирование речи и познавательной деятельности у детей с ОНП. - М .: Сфера, 2005. - 64 с.
22. Садовникова И.Н. Расстройства письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М .: Владос, 1995. - 256 с.
23. Ястребова А.В. Коррекция дефектов речи у учащихся общеобразовательных школ. - М .: Аркти, 1997. - 214 с.
24. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Учебно-методическое письмо о работе логопеда в общеобразовательной школе. - М .: Когито-Центр, 1996. - 47 с.
25. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебник. Пособие для студентов педиатров. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкольное образование) / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина. - М .: Просвещение, 1989.
26. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Учебно-методическое письмо о работе логопеда в общеобразовательной школе. - М .: Когито-Центр, 1996. - 47 с.